МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
г. АЛЕКСАНДРОВСКА ПЕРМСКОГО КРАЯ


Советы учителям




«Особенности построения уроков письма и обучения грамоте учащихся коррекционных классов в условиях общеобразовательной школы»


В концепции модернизации российского образования в качестве одного из важнейших направлений называется развитие сети общеобразовательных учреждений, что дает возможность детям обучаться  в качественных условиях.
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного образования.
Для создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо:
  •   использовать эффективные методы обучения;
  •   обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов – на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
  •   учитывать специфику работы с детьми, требующих особые подходы в обучении.
Речь идет о детях, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. В различных источниках сообщается о качественном изменении контингента детей, поступающих в школу, что требует от учителя начальных классов и изменения структуры уроков с определением новых задач этапов урока, так и условий достижения положительных результатов.
Подробнее...




ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ
 ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная языка единица, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнять при написании (кодировании) слов, базируются на фонематическом анализе.

В одной из своих работ Д. Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Умения осуществлять фонематический анализ формируются на трех уровнях: звуковом, фонемно-буквенном (графическом) и фографическом. В подготовительном (добукварном) периоде  ученики анализируют звуковой состав групп звуков или слов. При изучении букв работа переходит на фонемно-буквенный уровень, на соотнесение буквы с фонемой, которую она обозначает; дети знакомятся с мягкими согласными и способами их обозначения, с большой буквой и др. Орфографический уровень подключается, когда школьники изучают ударение, наблюдают в слове ударные и безударные гласные и констатируют факт обозначения одного и  того же безударного гласного звука двумя разными буквами (гора, трава). Затем подобные наблюдения осуществляются на материале парных согласных (век — бег).

Подробнее...


Конспекты занятий по устранению предпосылок оптической дисграфии

Цели:
Коррекционные:
—   формирование оптико – пространственной ориентировки;
—   выработать умение дифференцировать буквы п – т  в словах, в слогах, в предложениях;
—   умение соотносить звуки [т]  и  [п]  с соответствующими буквами.
Образовательные:
—   развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
—   уточнение и развитие пространственной ориентировки;
—   выработка умения у учащихся различать буквы «п» и «т»  на письме;

—   обогащение словарного запаса.


Организация работы по формированию навыка грамотного письма

       Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с        твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   
       Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Проблема формирования навыков грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.  
      1. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать    орфографически грамотно?
      2. Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?
      3. Как обучать грамотному письму?
      4. Каковы способы усвоения этого навыка?
      5. Каково причины ошибок и пути их устранения?
         Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической грамотности младших школьников.
Подробнее...

Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников

Причиной неуспеваемости учащихся начальной школы часто являются нарушения устной и письменной речи разнообразного генеза, затрудняющие овладение правиль­ным чтением и грамотным письмом. Речевые нарушения — се­рьезное препятствие в овладении школьниками на началь­ных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении програм­мы. Это вызывает негативное отношение к учебе, отрица­тельно сказывается на разви­тии личности, внутреннем со­стоянии школьников, форми­ровании всей их психической деятельности. Для учащихся, испытывающих специфичес­кие трудности обучения, не­обходимо проводить занятия, направленные на коррекцию имеющихся и профилактику вторичных нарушений в раз­витии.
Содержание приведенных ниже заданий и игровых уп­ражнений направлено на ре­шение таких задач, как кор­рекция и развитие речемыслительной деятельности детей, активизация зрительного и слухового восприятия, совер­шенствование слогозвукового анализа и синтеза слов, раз­витие устойчивого внимания и сосредоточения, формирование связной речи. Значительное место при выполнении зада­ний отводится развитию у школьников познавательных процессов. Несколько уровней сложно­сти выполнения представлен­ных заданий позволяет орга­низовать работу с детьми от простого к сложному, с уче­том индивидуального и диф­ференцированного подхода, причем не только на логопедических занятиях, но и на уроках обучения грамоте, а также во внеурочное время.
«Музыкальные слова»

Детей знакомят с так на­зываемыми «музыкальными словами», в которых спрята­лись нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Прослушав вни­мательно слова, дети опреде­ляют ноту, которая «спрята­лась» в них.
Данное задание предусмат­ривает несколько уровней сложности.
В самом легком варианте нота «спряталась» в начале слова: редакция, репетиция, сольфеджио, донор, мир, ре­мень, лягушка, редиска, ми­зинец, рецепт, миллион, ми­моза, мишура, факел.
Во втором варианте нота «спряталась» в середине слова: пирамида, фанфара, термин, тренер, удочка, адрес, аква­рель, алфавит, алюминий, анекдот, апельсин, апрель варенье, сила, ведомость, ве­ретено, вермишель, версия, всемирный, галерея, гребешок, гречиха, зарево, землянка, инфляция, зрелище, калякать, земляника, камин, канарейка, канцелярия, кастелянша, ко­ляска, фляжка, фуфайка, хи­мия, вырез, недотрога, олифа, очередь, пляска, поощрение, потребность, пошлина, предуп­реждение, проклятие, разоре­ние, расхлябанность, семилетка, семинар, сердолик, середи­на, сияние, склянка, скворец. В самом сложном варианте в каждом слове «спряталось» по две ноты: домик, агрессия, антресоль, чередование, фами­лия, сирена, перемирие, миг­рень, помидор, симулянт, си­рень, переносица, домино, трафарет, премия, подосино­вик, стрелять, регулярный, фасоль.
Подробнее...

Приемы и методы предупреждения нарушений письменной речи.
Дидактический материал к теме: «Разделительный мягкий знак».

Для учащихся с речевыми нарушениями характерна не­развитость лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической сто­роны речи. Недостаточно сформиро­ванные предпосылки разви­тия речи: психической базы и познавательной деятельно­сти приводят к неспособнос­ти анализировать явления языка и препятствуют разви­тию такого необходимого для грамотного письма качества, как языковое чутье. Даже ов­ладев правилом, ребенок не может применить его на практике. Наиболее распространенная и стойкая ошибка в письмен­ных работах учащихся началь­ных классов — пропуск раз­делительного мягкого знака, имеющего функцию разделительности и смягчения. Упо­требляясь в первой функции, он сигнализирует о том, что последующую гласную следу­ет читать как сочетание йота с соответствующим гласным: воро (б/йи), чья (ч/йа), чье (ч/йо). В данном случае мягкий знак служит сигналом для раздельного произношения, неслияния согласного и глас­ного II ряда. И наоборот, раз­дельность их звучания служит сигналом к написанию мягко­го знака.
Подробнее...

Трудности при овладении чтением учащимися первых классов и пути их преодоления

Ежегодная проверка уровня сформированности про­цесса чтения в 1—4 классах общеобразовательной школы показывает, что, как правило, при норматив­ной скорости без ошибок читают не более 25% уча­щихся.
При чтении дети допускают различные ошибки: пропуски и замены букв, изменение форм слова, за­мены предлогов и суффиксов, неправильное ударе­ние, искажение слов. Часто встречается «спотыкаю­щееся» чтение, когда ребенок повторяет несколько раз часть слова или слово целиком. Многие ошибки закономерны при формировании чтения и не могут классифицироваться как дислексия. Большое количество ошибок при чтении не дает права диагностировать дислексию. Кроме того, в за­висимости от сложности и величины текста харак­тер ошибок меняется, т.е. нельзя говорить о стойкос­ти нарушения.Причинами ошибок при чтении могут быть недо­статочная сформированность данного процесса (на первых этапах обучения), педагогическая запущен­ность, нарушение поведения, отсутствие желания читать и др. В настоящее время большое значение имеют именно социально-педагогические причины. Дети предпочитают не текстовую, а наглядную ин­формацию. Чтение книг они заменяют просмотром фильмов (художественных, мультипликационных, научных), Интернетом. При выборе книг отдают предпочтение комиксам, в которых смысл понятен по картинкам, а краткие под­писи несут лишь дополнитель­ную информацию .Навык чтения формирует­ся постепенно. Ребенок про­ходит путь от побуквенного чтения до синтетического, на котором овладевает звукобуквенными обозначениями (по Т.Г. Егорову). Он длится в те­чение добукварного и буквар­ного период.Се­годня существуют разные подходы к обучению чтению, и если они не соответствуют школьной системе (сформированность понятия о букве, а не о взаимосвязи буквы и зву­ка), то первоклассника при­ходится переучивать, а это сложнее, чем научить.Стремление читать быстро и получить одобрение со сторо­ны учителя и одноклассников (что в этом возрасте имеет пер­востепенное значение) приво­дит к угадывающему чтению. Тогда наблюдается резкое рас­хождение прочитанного с на­печатанным, появляется боль­шое количество ошибок. Какую помощь можно и нужно оказывать детям, име­ющим трудности в овладении чтением?
Задания:  шифровка по таблице букв; корректурные пробы; тарабарские стихи; подсчитай, возьми, сложи; поставь по порядку.
Подробнее...

Формирование письменной речи у учащихся первых классов
(рекомендации для учителей начальных классов и родителей)

Основные показатели сформированности фонематического слуха и восприятия у  первоклассников. Ошибки, свидетельствующие о наруше­нии фонематического слуха и восприятия:
• замена звонких и глухих согласных;
• замена твердых и мягких согласных;
• пропуски гласных,  со­гласных букв;
• пропуски слогов;
• перестановки букв, слогов;
• недописывание слова;
• несоблюдение   границ предложений.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и вос­приятия детей.
1.  Опора на тактильные ощущения при анализе зву­ков: предложите ребенку по­ставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звон­кого звука рука на горле дол­жна ощущать вибрацию, дро­жание голосовых связок.
2.  Систематическое повто­рение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
3.  Использование графи­ческих обозначений звуков:
звонкий ~ глухой — (голо­совые связки не дрожат).
Подробнее...
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Hosted by uCoz