|
«Особенности построения уроков письма и обучения грамоте учащихся коррекционных классов в условиях общеобразовательной школы» В концепции модернизации российского образования в качестве одного из важнейших направлений называется развитие сети общеобразовательных учреждений, что дает возможность детям обучаться в качественных условиях. Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного образования. Для создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо:
Подробнее... ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная языка единица, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнять при написании (кодировании) слов, базируются на фонематическом анализе. В одной из своих работ Д. Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии. Умения осуществлять фонематический анализ формируются на трех уровнях: звуковом, фонемно-буквенном (графическом) и фографическом. В подготовительном (добукварном) периоде ученики анализируют звуковой состав групп звуков или слов. При изучении букв работа переходит на фонемно-буквенный уровень, на соотнесение буквы с фонемой, которую она обозначает; дети знакомятся с мягкими согласными и способами их обозначения, с большой буквой и др. Орфографический уровень подключается, когда школьники изучают ударение, наблюдают в слове ударные и безударные гласные и констатируют факт обозначения одного и того же безударного гласного звука двумя разными буквами (гора, трава). Затем подобные наблюдения осуществляются на материале парных согласных (век — бег). Подробнее...
Конспекты занятий по устранению предпосылок оптической дисграфии Цели:
Коррекционные:
—
формирование оптико – пространственной ориентировки;
—
выработать умение дифференцировать буквы п – т в словах, в слогах, в предложениях;
—
умение соотносить звуки [т] и [п] с соответствующими буквами.
Образовательные:
—
развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
—
уточнение и развитие пространственной ориентировки;
—
выработка умения у учащихся различать буквы «п» и
«т» на письме;
—
обогащение словарного запаса.
Организация работы по формированию навыка грамотного письма
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании
с твёрдыми навыками пользования
ими в устной и письменной речи.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Проблема формирования навыков грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. 1. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? 2. Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма? 3. Как обучать грамотному письму? 4. Каковы способы усвоения этого навыка? 5. Каково причины ошибок и пути их устранения? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической грамотности младших школьников. Подробнее... Содержание приведенных ниже заданий и игровых упражнений направлено на решение таких задач, как коррекция и развитие речемыслительной деятельности детей, активизация зрительного и слухового восприятия, совершенствование слогозвукового анализа и синтеза слов, развитие устойчивого внимания и сосредоточения, формирование связной речи. Значительное место при выполнении заданий отводится развитию у школьников познавательных процессов. Несколько уровней сложности выполнения представленных заданий позволяет организовать работу с детьми от простого к сложному, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода, причем не только на логопедических занятиях, но и на уроках обучения грамоте, а также во внеурочное время. «Музыкальные слова»
Детей знакомят с так называемыми
«музыкальными словами», в которых спрятались нотки: до, ре, ми, фа, соль,
ля, си. Прослушав внимательно слова, дети определяют ноту, которая
«спряталась» в них.
Данное задание предусматривает несколько уровней сложности. В самом легком варианте нота «спряталась» в начале слова: редакция, репетиция, сольфеджио, донор, мир, ремень, лягушка, редиска, мизинец, рецепт, миллион, мимоза, мишура, факел. Во втором варианте нота «спряталась» в середине слова: пирамида, фанфара, термин, тренер, удочка, адрес, акварель, алфавит, алюминий, анекдот, апельсин, апрель варенье, сила, ведомость, веретено, вермишель, версия, всемирный, галерея, гребешок, гречиха, зарево, землянка, инфляция, зрелище, калякать, земляника, камин, канарейка, канцелярия, кастелянша, коляска, фляжка, фуфайка, химия, вырез, недотрога, олифа, очередь, пляска, поощрение, потребность, пошлина, предупреждение, проклятие, разорение, расхлябанность, семилетка, семинар, сердолик, середина, сияние, склянка, скворец. В самом сложном варианте в каждом слове «спряталось» по две ноты: домик, агрессия, антресоль, чередование, фамилия, сирена, перемирие, мигрень, помидор, симулянт, сирень, переносица, домино, трафарет, премия, подосиновик, стрелять, регулярный, фасоль. Подробнее... Приемы и методы предупреждения нарушений письменной речи.
Дидактический материал к теме: «Разделительный мягкий знак».
Для
учащихся с речевыми нарушениями характерна неразвитость
лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи.
Недостаточно
сформированные предпосылки развития речи: психической базы и познавательной
деятельности приводят к неспособности анализировать явления языка и
препятствуют развитию такого необходимого для грамотного письма качества, как
языковое чутье. Даже овладев правилом, ребенок не может применить его на
практике.
Наиболее
распространенная и стойкая ошибка в письменных работах учащихся начальных
классов — пропуск разделительного мягкого знака, имеющего функцию
разделительности и смягчения. Употребляясь в первой функции, он сигнализирует
о том, что последующую гласную следует читать как сочетание йота с
соответствующим гласным: воро
(б/йи), чья
(ч/йа), чье (ч/йо). В
данном случае мягкий знак служит сигналом для раздельного произношения,
неслияния согласного и гласного II ряда. И наоборот, раздельность их звучания служит сигналом
к написанию мягкого знака. Подробнее... Трудности при овладении чтением учащимися
первых классов и пути их преодоления
Ежегодная
проверка уровня сформированности процесса чтения в 1—4 классах
общеобразовательной школы показывает, что, как правило, при нормативной
скорости без ошибок читают не более 25% учащихся.
При чтении дети допускают различные ошибки: пропуски и замены букв, изменение форм слова, замены предлогов и суффиксов, неправильное ударение, искажение слов. Часто встречается «спотыкающееся» чтение, когда ребенок повторяет несколько раз часть слова или слово целиком. Многие ошибки закономерны при формировании чтения и не могут классифицироваться как дислексия. Большое количество ошибок при чтении не дает права диагностировать дислексию. Кроме того, в зависимости от сложности и величины текста характер ошибок меняется, т.е. нельзя говорить о стойкости нарушения.Причинами ошибок при чтении могут быть недостаточная сформированность данного процесса (на первых этапах обучения), педагогическая запущенность, нарушение поведения, отсутствие желания читать и др. В настоящее время большое значение имеют именно социально-педагогические причины. Дети предпочитают не текстовую, а наглядную информацию. Чтение книг они заменяют просмотром фильмов (художественных, мультипликационных, научных), Интернетом. При выборе книг отдают предпочтение комиксам, в которых смысл понятен по картинкам, а краткие подписи несут лишь дополнительную информацию .Навык чтения формируется постепенно. Ребенок проходит путь от побуквенного чтения до синтетического, на котором овладевает звукобуквенными обозначениями (по Т.Г. Егорову). Он длится в течение добукварного и букварного период.Сегодня существуют разные подходы к обучению чтению, и если они не соответствуют школьной системе (сформированность понятия о букве, а не о взаимосвязи буквы и звука), то первоклассника приходится переучивать, а это сложнее, чем научить.Стремление читать быстро и получить одобрение со стороны учителя и одноклассников (что в этом возрасте имеет первостепенное значение) приводит к угадывающему чтению. Тогда наблюдается резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Какую помощь можно и нужно оказывать детям, имеющим трудности в овладении чтением? Задания: шифровка по таблице букв; корректурные пробы; тарабарские стихи; подсчитай, возьми, сложи; поставь по порядку. Подробнее... Формирование письменной речи
у учащихся первых классов
(рекомендации для учителей начальных классов
и родителей)
Основные показатели
сформированности фонематического слуха и восприятия у первоклассников. Ошибки, свидетельствующие о
нарушении фонематического слуха и восприятия:
• замена звонких и глухих согласных;
Рекомендации по развитию
фонематического слуха и восприятия детей.
• замена твердых и мягких согласных; • пропуски гласных, согласных букв; • пропуски слогов; • перестановки букв, слогов; • недописывание слова; • несоблюдение границ предложений. 1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок. 2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да. 3. Использование графических обозначений звуков: звонкий ~ глухой — (голосовые связки не дрожат). РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ |